среда, 27 августа 2014 г.

Вас сглазили


Не знаю, как в других городах, а у нас чуть ли не четверть всех придорожных билбордов оклеена рекламой телесериала «Слепая» - нового оккультного блокбастера, который победоносно шествует по экранам и завоевывает умы обывателей. Учитывая, что моя профессиональная деятельность самым прямым образом связана с мистикой, я мужественно посмотрел несколько серий.

Уверен – этот глупый и, в общем-то, бездарный по форме и содержанию фильм ждёт небывалый успех. Не интересовался, кто продюсирует его (вкладывая в одну только рекламу огромные средства), но сама идея необычайно проста до гениальности и есть в ней что-то сродни съёмкам порнографии: наживаться на слабостях повреждённой грехом человеческой природы, получая на этом хорошие барыши.

В чём моя претензия? Во-первых - форма. Снят фильм настолько «тяп-ляп», что мне в этом видится какое-то патологическое неуважение к зрителю. Здесь мало сказать, что актеры как функции, они прямо как роботы. Причём роботы самого первого поколения, которые не только смешно и нелепо пародируют человеческие эмоции, но, иной раз даже кажется, движутся со скрипом.

Во время утомительного просмотра мне пришла в голову мысль, что я, пожалуй, лучше снял бы подобный сериал, сам выступая как режиссёр и оператор (ничего никогда не снимавший, да), а в качестве актеров используя команду пенсионеров из моего подъезда.

Но самая главная моя претензия – она вовсе не в этом. Главное – это то, что подобный духовный попкорн попросту развращает людей, часто даже мнящих, что они – православные верующие. Ведь здесь фактически отсутствует понятие греха как некой ошибки, совершённой нашим свободным волеизъявлением, и болезни, присущей каждому из нас. Болезни, которую нам следует лечить горькими пилюлями аскетики и из-за которой нам следует быть более снисходительными к ближнему – такому же больному, как и мы.

Предлагаемое фильмом мировоззрение ввергает человека в бездну горделивого субъективизма, при котором он не считает личные проблемы и проблемы своей семьи следствием своей неправильной, с точки зрения Заповедей Божиих, жизни. Любой священник, да и опытный психолог, скажет обратившемуся, что в большинстве случаев причина того или иного жизненного кризиса – она внутри, а не снаружи.

В оккультизме же всё наоборот – проблема не во мне, а в том, что меня сглазили злые люди, которые мне завидуют и люто ненавидят меня. Они: «подарили мне вещь покойника, насыпали на придверный коврик земли с кладбища (в другой редакции – соли), засунули моему сыну в резинку от трусов чужие волосы, странно посмотрели на меня и как будто случайно прикоснулись, после чего мне приснилось…» и т.д и т.п. Мне это частенько приходится выслушивать. Ну а теперь, благодаря новому фильму, наверное, придется ещё чаще.

Нередко апологеты хождения «по бабкам» говорят: «но ведь чудеса-то действительно там происходят». Да, так и есть, процента три или пять из этих людей – они творят ложные чудеса с помощью бесовской силы. Эти чудеса ложные, поскольку, с одной стороны, не происходит главного – нравственного развития человека, а с другой, при якобы физическом исцелении, усугублённый недуг просто переходит из одного места в другое. Например, успешно «заговорили» ребенку бородавку на ноге, а через некоторое время на этой же ноге внезапно обнаружили плоскостопие третьей степени (случай, которому я сам свидетель).

Почитайте историю о том, как знаменитая Ванга заверещала, когда местный православный епископ по её же приглашению прибыл к ней, держа в руках животворящий Крест Господень. Он даже ещё не успел приблизиться, когда известная бесовская прорицательница заорала: «пусть он бросит это на пол – это мешает мне говорить, из-за этого я ничего не вижу!...». Сравните жизнеописание блаженной Матроны Московской и Ванги и присмотритесь: много ли последняя говорит о любви к Богу и ближнему, о прощении обид и исправлении личной жизни?

Много ли об этом говорит целительница из нового телесериала?

Не стоит, кстати, думать, что православная вражда против оккультизма – это что-то вроде конкуренции. Если бы мы, попы, были настолько заинтересованы в выкачивании денег из суеверных граждан, то наоборот поощряли бы оккультные настроения в своей пастве, ведь на этом можно неплохо разжиться – освящая раз по восемь «сглаженные» квартиры, например.

Если бы мы были тупо заинтересованы в манипулировании сознанием тёмных масс, то тоже бы поощряли оккультные настроения и такие вот бездарные телесериалы.

Вот, например, вам не понравилась эта статья? Если не понравилась – значит, вас уже сглазили… Обращайтесь.

вторник, 19 августа 2014 г.

Где маме найти время для творчества?

Довольно часто приходится слышать вопрос: как маме с маленькими детьми найти время для творчества? Честно сказать, смешно с моей стороны давать практические советы – уж очень туго у меня с «тайм-менеджментом». Зато я хорошо знаю, что бывает со временем, которое не стали «тратить» на творчество.
Ведь молодые мамы, особенно верующие, часто обо что спотыкаются? Они начинают себя стыдить: как, мол, можно отнимать время у ребенка и тратить его на возню с красками, клавиатурой, музыкальным инструментом или чем-то еще подобным? Жена спасется чадородием, а не «творческой самореализацией»! И потому – надо смириться и ступать на кухню, а не к мольберту, никому не нужному, и тем более – не к компьютеру…
Я за свое не слишком долгое материнство несколько раз «завязывала» с творчеством: уходила из районной газеты, прекращала участие в студенческом журнале, не сдавала к сроку колонку, планируя «начать новую жизнь с понедельника» и по ночам щи варить, а не тексты писать.
Думаете, освобождалось изобилие времени для лучшего ухода за детьми и генеральной уборки? Если бы! Нет, первые два дня я действительно пыталась войти в роль «идеальной жены»: с утра пораньше надраивала кухню, читала книжку детям в два раза дольше обычного и ставила смелые кулинарные эксперименты. Но потом…
Потом оказалось, что мера эмоциональной включенности в «горшечно-пеленочные» будни имеет определенный предел, за которым ты «даешь сбой»: уходишь «чай попить» минут на 40, с интернетом. Обед готовишь в два раза дольше, путая соль, сахар и стиральный порошок. Собираешься на прогулку с криками и бессмысленным мельтешением. Снова пьешь чай – и снова с интернетом. Уложив детей, ты ничего не пишешь – но и мало что делаешь. Возишься с посудой дольше обычного, вновь лезешь в интернет, болтаешь с мужем часа по три… А утром ходишь раздраженной оттого, что ничего не сделано.
Творчество «небольшими порциями» не отнимает «детского» времени – оно просто позволяет маме не убить то время, которое иначе будет потрачено ни на что. То есть вопрос о том, как найти время на творчество – это вопрос о том, как лучше использовать время, которое ты уже и так давно «нашла» на чай, тупые прогулки по сети и ленивое ползание по квартире во время затянувшейся уборки.
А можно ли все-таки как-то собраться и это «пустое» время тратить не на чай, но и не на «творческое самоугодие», каким оно иногда нам кажется, а на что-то полезное? Я пыталась «взяться за ум» и вместо «бесполезной писанины» ночью утром встать пораньше, чтобы использовать лишние два часа на обустройство квартиры и творческое развитие детей. Расписывала акрилом стены и всё, что попадалось под руку в детской и в нашем дворе. Дети, действительно, смогли немного поучаствовать в этой вакханалии энтузиазма. Но когда я раскрасила стол в детской в синий с оранжевым цвет и намалевала ромашки прямо на фасаде нашей городской «типовушки», муж сказал: «Знаешь что… Лучше тексты пиши, а то соседи во дворе обидятся».
Увы, творчество – это не то, чем можно заниматься или не заниматься по желанию. Это форма существования, которую человек получил от Творца в момент сотворения. Душа наша по природе творческая. Не то что бы мы поголовно призваны писать стихи и картины маслом – но мы самым естественным образом творчески проживаем каждый миг жизни, периодически «творя» хотя бы новый маршрут прогулки с детьми или композицию на полочке в ванной.
Счастливы те мамы, чья потребность творчества полностью реализуется в режиме исполнения семейных обязанностей. Например, у меня есть знакомая, которая к рождению пятого ребенка стала настоящим художником-кондитером: ее дети периодически получают в подарок торты со львами, былинными богатырями и разными диковинными узорами, а муж-музыкант – пироги в виде гитары. Кто-то реализуется в педагогическом творчестве, выдумывает для своих детей удивительные игры, ставит домашние спектакли, сочиняет смешные песенки…
Но бывает, что этого мало. Или бывает, что человек не сразу может перестроиться и понять, как ему по-новому реализовать какой-то художественный талант в условиях «прироста» семьи. Самым простым и очевидным кажется вариант «А» – закопать.
Но дар творчества, который человек – пусть даже из соображений самых благих – отказывается растить и преображать, не исчезает, а лишь уродуется и деградирует, постепенно уродуя и жизнь своего обладателя. Всё чаще я думаю, что такие банальные и печальные вещи, как семейные склоки из разряда: «Твоя мама на меня так посмотрела…», «Твой муж это сказал таким тоном…» – это типичные случаи искажения людьми собственных творческих способностей. Воображение, работающее в холостую, неиспользованный талант писателя, актера или сценариста – вот что стоит за этим бесконечным стремлением женщин превратить жизнь в мелодраму, а мужчин – в героическую трагедию.
А сколько яда выплескивают на головы собственных чад родители с «задатками», закопанными где-то там, в далекой юности! Хуже всего, если и закопаны они были «ради детей», – о, берегитесь, дети! Вам это припомнят…
Надежнее – не закапывать. Ни дар творчества ради детей, ни детей ради творчества. Да, пока дети маленькие, маме не развернуться на широкую ногу с художеством или писательством, но этого и не требуется. Недавно я с ужасом узнала, что событие, которое я помню как «вчерашнее», случилось 14 лет назад. Четырнадцать лет – как один миг! Значит, через такой же «миг» моей старшей дочери будет двадцать, а кто-то из ваших чад уже выйдет замуж и уедет жить в другой город. И тогда времени творить будет хоть отбавляй – лишь бы испорченные отношения с близкими не отбили желания творить!
Значит, близкие – на первом месте, но нужно оставить себе и какую-то минимальную отдушину в собственной профессии или хобби, которая освежала бы душевные силы, поддерживала творческий дух, дыша которым, женщина постепенно привыкнет творчески осмысливать и такие простые бытовые вещи, как уборка игрушек с детьми, приготовление завтрака и сборы на прогулку. Пара часов ночью на текст, одна картина в месяц, написанная в шесть утра, пока все спят, одна мелодия в полгода – хотя бы что-то, что сохранит полноту бытия и душевное равновесие.
А время не нужно искать – можно просто воспользоваться тем, в которое мы «гуляем» по сети, прикрывая уныние от собственной нереализованности, или же ссоримся с родными…


Елена Фетисова 18 августа 2014 года http://www.pravoslavie.ru/jurnal/72987.htm

пятница, 11 июля 2014 г.

Мой комментарий к статье Валерия Панюшкина "Что значит быть русским?"




Честно признаюсь: у меня вопрос «о критериях русскости» всегда вызывает некоторую настороженность, т.к. слишком уж много тех, кто спекулирует на этой теме, зарабатывая крикливым и ложным фанфаронством себе политические очки, да и вообще привлекая повышенное внимание к своей персоне.

Не могу и не стану давать чёткого определения данному понятию. Впрочем, хочу отметить, что ультраправое определение, гласящее, что «русский – значит православный» отчасти верно, т.к. нельзя игнорировать тот факт, что, несмотря на множественный спектр традиционных исторических для России религий, на все народности, в большей или меньшей степени, бесспорно, положительно повлиял этос православия. Думаю, это объективный факт.

Конечно, нельзя забывать про «великий и могучий» русский язык, равного которому нет нигде в мире, и который стремительно утрачивается нами сейчас.

Что хорошего в русских? На мой взгляд, главное, что у нас, с рядом оговорок, ещё сохраняется – это беззлобие. В сравнении с другими народами мы здесь уникальны. Ибо фактически не ведя захватнических войн, но лишь оборонительные, и периодически переживая страшные катаклизмы, типа монгольского ига, нашествия «дванадесяти языков» или немецко-фашистских захватчиков, мы, обладая одной шестой части суши, являемся иллюстрацией к одной из заповедей блаженств – «блаженни кроткие, ибо они наследуют землю» (Матф.5:5).

А плохого у нас много. Самое главное, по-моему, непочтение к старшим, которое сквозит еще в старинных сказках. Да воспитанная ещё в советские годы привычка тотальной и примитивной зависти к ближнему.

Не могу сказать, какая из прошлых трагедий, произошедших в нашей истории – главная. А вот в нынешнюю эпоху – это вымирание нации. Преодолеть проблему можно только переломив менталитет наших сограждан и сделав его хотя бы отчасти религиозным, ибо добродетель (особенно такая как многодетность) всегда иррациональна, и никакими методами экономического стимулирования (хотя они, конечно же, тоже важны) ситуацию не переломить.
http://regions.ru/news/2519342/

понедельник, 12 мая 2014 г.

Время юродивых


А меня эта история с бородатым мужиком в юбке расстроила вовсе не тем, что он победил на Евровидении, чего, собственно, и следовало ожидать в век стремительно надвигающейся диктатуры малочисленной, но весьма организованной и всячески проспонсированной международной группы духовно и душевно больных людей.

Меня поражает реакция наших умных и не очень комментаторов этого события. Как бы там ни комментировали - или равнодушно, или шутливо-презрительно, но ясно одно – никто не придаёт серьёзного значения происходящему.

Все, судя по всему, считают, что этот феномен под названием содомия никогда не коснётся их лично (негативно повлияв на детей, например), но так и будет чем-то вроде аттракциона, странствующего где-то там, в диковинных странах, куда и турист-то приличный не поедет.

Обсуждают, что певец-де, неплохой и шоу классное… Ну, не знаю, о вкусах действительно не спорят… Хотя, посмотрев в новостях фрагменты поёжился от всей этой неестественности, однообразности и, в некотором смысле, дешевизны происходящего (т.к. кроме дорогущих спецэффектов, развратника на пьедестале почёта и автоматических, люминисцентных  улыбок, похвастаться, по сути, нечем). Что ни песня, всё «по лаве».

Ну не верю я в эти «лаве». Вот поёт великий Лучано, или Шевчук – верю, а здесь – как-то не могу. В моей родной деревне и то душевней поют, когда после уборки картофеля самогону выпьют. Представляю, насколько сложно комментировать всё это музыкальным критикам. «Вот у этой певицы феерверков и лазеров, было больше, чем у предыдущей, зато предыдущая гораздо интенсивней вращала задом и передом».

Ну, это так, лирика.

Самое главное, что бы я спросил у комментаторов, и всех тех людей, которые несколько несерьёзно относятся к данной теме, это несколько вопросов.

Первый вопрос: «Неужели Вы не понимаете, что это вовсе не частный случай, но целая парадигма понимания человека и его бытия, которую Вы своим равнодушием приветствуете, становясь её органичной частью?»

Второй: «Спрашивали ли Вы себя честно, а где они – эти границы нравственности? Ведь если бородатый мужик в юбке, побеждающий в шоу, которое могли смотреть дети, это нормально, то что тогда ненормально?»

Понимаю, что я юродивый. Сейчас, перед надвигающимися и уже происходящими катаклизмами, вообще оно – время юродивых, которые зачем-то говорят про вещи, уже привычно вызывающие усмешку – в лучшем случае горькую.

Но говорить (хотя это, скорее всего, уже и бессмысленно) мы всё равно обязаны. Ведь Господь Иисус Христос нас строго предупреждал, что «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

( Матф.5:13).»

воскресенье, 11 мая 2014 г.

комментарий для pravoslavie.ru в неделю о расслабленном


Несомненно, евангельское повествование об исцелении расслабленного является не только описанием одного из многих случаев милосердия Христа Спасителя по отношению к роду человеческому, но и аллегорией, описывающей и разрешающей проблему, которая остаётся актуальной на все времена. Мысли об этом содержаться в самом последовании службы недели о расслабленном.

Образ расслабленного человека, много лет находящегося в двух шагах от средства, способного его полностью исцелить и не могущего без посторонней помощи сойти в целебную воду, показывает главный духовный недуг каждого из нас – повреждённость самой нашей воли, которая вследствие греха стала не вполне послушна нам.

Так или иначе, этим недугом одержим каждый. Даже великий апостол Павел смиренно говорит о себе: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю»(Рим. 7,19). Чем больше человек расколот грехом, тем более он теряет этот драгоценный и простой дар распоряжаться самим собой, а не находиться в рабстве собственных страстей, немощей, а в век информационных технологий еще и глупых сказочных иллюзий, мнимого общения или прелестных грёз.

Наше нынешнее положение значительно проще, чем у того несчастного, который годами безуспешно ждал чудесного схождения ангела, делавшего воду целебной. Ведь мы находимся гораздо ближе к чудесным средствам не просто телесного исцеления, а общения с Самим Богом – таинствам церковным, которые в зависимости от нашей решимости могут мгновенно исцелить нас духовно, соделав новыми людьми. Но как часто самих себя в буквальном смысле не можем даже утром «приподнять» к литургии или сподвигнуть к покаянию.

Ну и, конечно, история о расслабленном – это укор и предупреждение каждому из нас: мы каждый день  проходим мимо десятков таких расслабленных, к которым нужно отнестись немного повнимательнее и помочь сделать лишь небольшой шаг ко Христу и Его Церкви, но у нас на это всегда не хватает времени…

Кроме того, если вдуматься, неспроста в Евангелии указана конкретная цифра – 38 лет, которые этот больной беспомощно лежал, не имея возможности исцелиться, войдя в купель Силоамскую. С одной стороны, видно, как люди вокруг были жестокосердны, раз годами не замечали его и не пытались помочь.

А с другой стороны, можно сделать печальный вывод, что до болезни он, возможно, эгоистично прожил жизнь ради себя и удовлетворения своих страстей (судя по всему и болезнь этого несчастного была послана по грехам, ведь Господь его потом строго предупреждает «http://y.bibleonline.ru/img/s.gifвот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. http://y.bibleonline.ru/img/s.gif» (Ин. 5, 14)) и, скорее всего, потому то и не имел ни родных, ни друзей, которые самоотверженно стали бы ему помогать.

вторник, 15 апреля 2014 г.

Про главный недостаток русского народа



Недавно армяне попросили освятить квартиру. Большая дружная семья: работяга отец с жилистыми руками и сединой, мать-домохозяйка, четверо детей, старшие из которых — юноша и девушка — уже студенты.
Мне, привыкшему общаться с нашими обычными русскими семьями, было удивительно и непривычно видеть, с каким почтением у них младшие относятся к старшим. Это чувствуется во всём. После того как со мной поговорил отец почтенного семейства и получил моё принципиальное согласие на освящение квартиры, всё остальное организовывал его старший сын.
Парень заметно огорчился, когда узнал, что мне удобнее приехать самому, т.к. я за рулём, а дом я уже посмотрел на карте и в принципе понял, как туда можно добраться. Несмотря на все мои заверения в том, что мне точно известно расположение их местожительства, он терпеливо ждал меня во дворе, чтобы услужливо взять сумку с требным набором и собственноручно нажать кнопку лифта, поднявшего нас на нужный этаж.
В доме я попросил чистую глубокую чашу под святую воду, стаканчик с подсолнечным маслом и список имён для заздравного поминания в конце чина освящения. Отец с матерью остались недвижимы, дружелюбно разговаривая со мной и рассказывая про прекрасную солнечную Армению, а в это время их чада без обсуждения, мгновенно выполнили мои мелкие просьбы, даже не распределяя их между собой…
Когда старший сын провожал меня, видимо считая, что я могу заблудиться, а требная сумка столь тяжела, что только он, как настоящий джигит, сможет донести её до машины, мне пришли в голову удивительные и немного грустные слова, которые в Евангелии не раз в укор своим соплеменникам повторяет Христос Спаситель: «Аминь, глаголю вам: ни во Израили толикия веры обретох» (Мф. 8:10)...
Можно ли увидеть столь трепетное отношение к пятой заповеди у нас, русских людей, даже находящихся в церковной ограде? Крайне и крайне редко… А ведь это уникальная заповедь, в которой Господь не просто предупреждает не разрушать свою душу чем-либо греховным, но и даёт обещание духовного и земного благополучия вкупе с многолетием: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» (Исх. 20:6).
Когда приходишь для совершения требы в наши обычные, среднестатистические малоцерковные или даже церковные семьи, то обычно переступаешь порог со словами «мир вашему дому» — и предстают перед тобой приветливые лица мамы и папы, смотрящие на тебя с симпатией, а в дальней комнате виднеется тощая, неестественно согбенная над «компом» спина благороднейшего отпрыска этого замечательного дома.
Вот уже всё при помощи хозяйки и хозяина дома готово к освящению, и тут почтенная мать семейства неуверенно, переминаясь с ноги на ногу, спрашивает:
— А на освящении вся семья должна присутствовать?
— Желательно, — отвечаю, — а что? Кто-то против? Если кто-то из живущих здесь против, то освящать никак нельзя, ведь Бог себя никому не навязывает…
— Ну что вы, что вы, конечно же, нет — живо отвечают, после чего жена, уже немолодая женщина, с таинственным видом удаляется и, встав у дверного косяка, робко вопрошает:
— Кхм.. Петенька, сынок, ты, может быть, с нами помолишься, а то тут батюшка пришёл?
В это время отец с таинственным видом зачем-то многозначительно мне говорит:
— Парень уже в десятый класс перешёл, учится неплохо, в институт готовится… У них теперь своя жизнь, всё сами решают… А наш-то ведь поначитался всякого в интернете и теперь говорит, что попы-де все сплошь развратники и на дорогущих иномарках пешеходов сбивают…
— А он с каким-нибудь священником знаком лично?
— Да не-е-т, ну откуда же у него такие знакомства? — удивлённо разводя руками, отвечает папа.
Иногда Петенька (или Машенька) всё же приходит. Подозрительно глядя на меня уставшими стариковскими глазами, в которых читается невообразимая скука, а то и презрение, он может сухо поздороваться и тут же прямодушно осведомиться: «а надолго?». А иногда так и остаётся на месте, прикованный к компьютеру, и лишь гневно и опасливо озирается, когда процессия, состоящая из меня, папы и мамы заходит в комнату чтобы покропить стены святой водой и покадить.
В такие моменты мне иногда хочется подойти и со словами «изгоняется демон сей!» вылить полную кандию святой воды на системный блок…
Но я понимаю — нельзя. Ведь Бог себя никому не навязывает...
Принято у нас ссылаться на советские годы: мол за семьдесят лет раздербанили всё, что можно, а теперь вот живём на обломках великой православной империи. Но мне кажется, что проблема ещё глубже: в самом менталитете нашего, без преувеличения, великого народа, в котором отчего-то заложено довольно пренебрежительное отношение к старшим. Дед с бабкою в наших сказках нередко глупы, жадны до безобразия и чванливы, в чём их и обличают, перехитрив своей смекалкой и положительной дерзновенностью, добрые молодцы и красны девицы.
Как-то мне рассказывала моя прихожанка, мама пятерых детей, о том, как она в детской больнице сидела вместе с многодетной узбечкой и та гордо ей заявила: мол «у нас дети для родителей, а у вас всё ровно наоборот, вот и растите вы, русские, себе не слуг и помощников, но сатрапов на старость»...
Мы с той мамой посовещались и вместе пришли к двоякому выводу о том, что узбечка с одной стороны права в смысле недостатка нормальной патриархальности в наших семьях, где родители постоянно вслух всячески подчёркивают свою главную миссию «жить ради детей». А с другой стороны, чрезмерная ветхозаветная строгость тоже современной семье не подходит.
    
Никто, конечно, не отрицает, что «всё лучшее — детям» и что жить нужно для них и ради них, но пусть дети этого не слышат по десять раз на дню. Пусть папа в своей семье будет как архиерей в Церкви, пусть все делается с его благословения и последнее слово будет за ним. Некоторые матери ропщут на то, что дети непослушны и строптивы, но показывают ли они пример послушания и кротости по отношению к своему мужу? Ведь именно об этом сказано в послании апостола Павла, которое читается во время венчания: «… А жена да убоится своего мужа» (Еф. 5:33). В том плане, что власть мужа и отца в семье сакральна (как и власть родителей) и сделанное вопреки его воле даже якобы благое дело может привести только к худшему результату.
Вот и получается, что растут наши детки, постоянно слыша о том, что мама и папа живут ради них и для них (увы, чаще всего, для него — одного единственного, хотя многодетность, почитаемая теперь за дурной тон, сама по себе решает целый ряд вышеизложенных проблем), и при этом видя, как мама в ответ на замечание или просто комментарий мужа изливает на него поток словесной канонады, а то и помоев… Ну, как ребёнку в такой ситуации не превратиться в эгоистичного и грубого нарцисса, по-хамски и потребительски-прагматично относящегося к родителям?
С другой стороны, излишняя, прямо-таки ветхозаветная (или античная, где детей и жену глава семьи мог продать, согласно римскому праву, в рабство) патриархальность, несомненно, обедняет культуру и богатство личности. Ведь там, где царит чрезмерная строгость и несоразмерная жёсткость — там нет любви. Да и дети в таких семьях растут менее одарёнными, ведь своевременное развитие многих способностей почти невозможно без некоторых «своевольных» детских экспериментов, например — по разлитию жидкостей и окраске стола манной кашей с вареньем.
Так что если бы меня спросили о том, какой у нас в русском народе самый главный недостаток, я бы помимо всего наносного (типа пьянства или искусственно выращенной в советские годы и доведённой до абсурда зависти) назвал бы хамов грех во всех его разнообразных проявлениях.
Без победы над этим недугом у нас ни в семьях, ни в государстве точно ничего хорошего не сложится.
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/69971.htm